Но есть в многогранном процессе подготовки к очередному раунду один важнейший пункт, в работе над которым необходимо время, и чем больше будет его у тренеров – тем лучше. Речь идет про изучение соперника, которое в нынешние времена осуществляется с помощью просмотра и анализа видеозаписей.
Этим сегодня пользуются абсолютно во всех командах, и выражение «смотрим видео» вы, уверен, слышали от очень многих тренеров и игроков. Мне же не так давно удалось прикоснуться к этому процессу и понять, как он проходит и что на самом деле скрывается за таким невинным и вроде бы не предполагающим особых усилий выражением.
Перед началом серии «Металлург» - «Сибирь» я некоторое время наблюдал за тем, как тренеры «Магнитки» смотрят видео. Надеюсь, читатели не ждут, что я сейчас раскрою какие-то секреты – было бы крайне неосмотрительно с моей стороны обманывать доверие тренеров. Но, полагаю, узнать хотя бы в общих чертах о том, что включает в себя процесс анализа видео, вам будет не менее полезно и любопытно, чем было мне.
Мозговой штурм на фоне Свято-Вознесенского собора
Работа в тренерском кабинете «Арены Металлург» (как видите, весьма скромном и, можно даже сказать, тесноватом) ведется в два этапа. На первом из компьютера Майка Пелино извлекаются тщательно препарированные записи матчей с предстоящим соперником в регулярном чемпионате. Они разбиты на бесчисленное количество маленьких фрагментов, объединенных по событиям: наши голы – их голы, наши удаления – их удаления, наш переход в атаку – их переход в атаку, наше большинство – их большинство и т.д. и т.п.
Удачная или провальная смена того или иного звена, успешный вход в зону или безответственный «обрез» - любое мало-мальски значимое событие тех двух игр отражено в соответствующем видеофрагменте. Поразительная скрупулезность! И ведь таким образом надо по ходу сезона обработать практически все матчи – ты же никогда не можешь знать заранее, с кем тебе доведется сойтись на кубковой дорожке.
Вторым этапом становится изучение игры соперника в предыдущей серии (в данном случае – действия «Сибири» в пяти матчах с «Адмиралом»). Члены тренерского штаба поровну делят объем между собой, а потом обмениваются впечатлениями от увиденного. Обмен, к слову, ведется на английском языке: Майку Пелино некогда учить русский на уровне, превышающем сугубо бытовой, зато и Илья Воробьёв, и Виктор Козлов, и Сергей Звягин, немало поигравшие за границей, отлично говорят по-английски, так что никакого языкового барьера не может быть и в помине.
И вот сидят они часами друг напротив друга и в мельчайших деталях разбирают все пять матчей «Сибири» в первом круге. Как и в случае с очными встречами, анализируется абсолютно всё: не только тактический рисунок командной игры или индивидуальные действия хоккеистов, но и такие моменты, как нарушения, за которые наказывали и сибиряков, и их соперников.
Когда дело доходит до чего-то важного, что надо донести до игроков, Воробьёв записывает тезисы на доске: что сказать насчет игры в своей зоне, в чужой, в нейтральной, на какие нюансы в действиях соперников надо обратить особое внимание. После того как полный набор тезисов будет составлен, игрокам покажут видео – разумеется, в несравненно меньших объемах. Здесь перед тренерами стоит задача, как перед кинорежиссером, которому из десяти часов отснятого материала нужно смонтировать двухчасовой фильм, куда войдет все самое важное, что ты хочешь сказать миру. И то, что произведет впечатление на жюри всевозможных кинофестивалей. Неровен час, упустишь что-то – останешься без Оскара. Да что там Оскар, без Кубка Гагарина можешь остаться, а это куда хуже.
Встретившись с тренерами в последний предыгровой день, нельзя было не заметить легкого покраснения их глаз. Оно и понятно: позади три дня по десять часов работы с видео. Интересно, у этих людей в свободное время хоть когда-нибудь возникает желание посмотреть телевизор? Верится с трудом.
Зато становится совершенно ясно, что в хоккее мелочей не бывает, поэтому лишние два-три дня, сэкономленные благодаря более быстрой победе в серии, приходятся как нельзя кстати. Впрочем, с этой точки зрения, соперники всегда находятся в равных условиях, ведь пока не закончил свою серию второй, не может погрузиться в работу над видео первый. Так что «Салават Юлаев», до передела растянувший серию с «Авангардом», порядком осложнил жизнь Воробьёву с помощниками. Они, конечно, могли наблюдать за его играми, и даже в прямом эфире, но одновременно анализировать действия обеих команд, не зная, с какой из них придется встретиться – наверное, удовольствие ниже среднего.
Вот уфимцы давно уже знали, с кем их в случае успеха сведет судьба. Но едва ли это знание им помогало. Трудно представить, что штаб Игоря Захаркина в преддверии седьмого матча в Омске задался вопросом: «Так, а что нам дальше «Магнитка» сможет предложить?».
Хорошо, хоть здесь не придется гадать, кто в более выигрышном положении. Если, конечно, важной роли не играют такие обстоятельства, как, например, диагональ экрана. Вдруг она в Уфе больше, чем в Магнитогорске? А если меньше? Коллизия…
http://www.khl.ru/news/2016/03/21/242250.html