Из книги Питера Твиста "Хоккей: теория и практика".
Бесспорно, Павел Буре обладает хорошей скоростью, и все же он не самый быстрый хоккеист из тех, кого мне приходилось тренировать. Я тренировал спортсменов университетского колледжа, среди которых были игроки, превосходившие Павла Буре в скорости. Я могу утверждать это с полной уверенностью, исходя из определения понятий «скорость» и «быстрота». Я определяю, как быстро бегают на коньках спортсмены в ходе линейного ускорения, а также устанавливаю их максимальную скорость. Эти качества имеют важное значение, когда вы передаете партнеру шайбу, идете на столкновение с соперником или, например, резко тормозите, либо когда мчитесь по льду. Но гораздо важнее самой по себе скорости для хоккеиста часто бывают быстрота и ловкость. Быстрота — это способность сделать первый шаг из стартовой позиции с взрывной скоростью. Она обеспечивает быстрое, стремительное вступление спортсмена в действия, происходящие на льду. Тренеры постоянно мечтают об игроках с «взрывной скоростью», которая и есть не что иное, как быстрота.
Хоккей — это игра единоборств и состязаний в скорости погони за шайбой. Способность начать движение быстрее, чем соперники, имеет решающее значение. Те команды, которые неизменно первыми успевают к шайбе, редко проигрывают и всегда задают тон в игре. Хотя в средствах массовой информации часто восхищаются скоростью Павла Буре, стремительность «Русской ракеты» — в его быстроте. Его быстрота столь велика, что он способен достигать своей максимальной скорости за какие-нибудь 2—3 секунды. Другие игроки способны развивать более высокую скорость, чем Павел Буре, но им необходима вся длина ледовой площадки, прежде чем они успеют разогнаться во всю свою мощь. В контрольном тесте другие хоккеисты могли обогнать Павла Буре на дистанции в 1 полный круг, но если им на развитие их максимальной скорости требовалось полкруга, то в игре такая скорость не представляет особой ценности. Павел побеждает в погоне за свободными шайбами не потому, что он самый скоростной хоккеист, что у него самая высокая скорость вообще, а потому, что он обладает фантастической стартовой скоростью, т. е. потому, что он самый быстрый хоккеист. Его максимальная скорость не самая высокая, но зато он первым достигает своей максимальной скорости, сделав всего лишь несколько первых шагов, так что он дольше, чем его соперники, мчится с максимальной скоростью. Павел достигает такой скорости уже тогда, когда они, его соперники, еще только начинают движение.
Александр Могильный способен показывать взрывную скорость во время владения шайбой. Такого умения недостает многим хоккеистам. Они, наоборот, завладев шайбой, замедляют свое движение. Нельзя без удовольствия наблюдать за тем, как и Павел Буре, и Александр Могильный уходят в отрыв от соперников. Но большинство переломных, решающих прорывов начинается с взрывной скоростью. Что касается Буре и Могильного, то способность оторваться от соперника, переиграть его на крохотном пятачке и рывком уйти двумя-тремя шагами вбок во время ведения шайбы помогает им прорывать оборону команды-соперника. Мюррей Крэйвен из «Чикаго Блэк Хоукс» подчеркивает важное значение тренировок на быстроту. «В современном хоккее все игроки крупнее, быстрее и сильнее, чем были раньше, — говорит он. — Быстрота — вот то качество, которым игроки НХА часто отличаются от юниоров и хоккеистов второго эшелона. Умение за несколько первых шагов развить скорость, необходимую, чтобы завладеть свободной шайбой, получить и удержать ее перед воротами — вот то, что в наши дни делает хоккеиста хорошим бомбардиром».
|