Стальной конь идет на смену крестьянской лошадке.
И.Ильф, Е.Петров.
Как и обещал, создаю отдельную тему по обсуждению возможности и целесообразности использования в хоккее современных информационных технологий, в частности систем поддержки принятия решений (СППР).
Обсуждение данной проблемы было начато в теме про защитников.
Я считаю, что пришло время для применения в хоккее современных наукоёмких технологий по информационной поддержке принятия решений с целью повышения эффективности игры команд, т.е. решений по разработке и выбору рациональных (оптимальных) тактических вариантов игры, состава команды, сочетаний игроков в парах защитников, тройках нападающих, четвёрках (для ОТ и ПК), пятёрках, какие пятёрки выпускать против каких пятёрок противника и тому подобных нетривиальных, ответственных решений, непосредственно влияющих на результат матча и турнира в целом.
Безусловно, к настоящему времени существуют значительные наработки в области специфической хоккейной науки: в СССР уделяли этому большое внимание, а в Канаде существует несколько специализированных хоккейных НИИ.
Но в основном все эти наработки посвящены медико-биологическим, физиологическим, функциональным вопросам подготовки игроков и команд. Кроме общеизвестой системы статистических показателей игроков и команд (G, Pt, A, SOG, Pct, +-, GAA, SV, SV% и др.) разработаны отдельные системы показателей функциональной готовности игроков, показатели интенсивности игры (выполнения тактико-технических действий) и другие, во многих командах, например в НХЛ существуют собственные внутрикомандные системы оценивания эффективности игры хоккеистов на различных позициях (например о такой системе в Нью-Джерси рассказывал Фетисов).
Однако, на мой взгляд, всё это хоть и важные, но разрозненные исследования, частные показатели, характеризующие те или иные аспекты состояния и игры хоккеистов и команд.
Во всяком случае - таково состояние дел в российском хоккее.
Не сформирована комплексная система показателей и критериев эффективности игроков и команд, которая бы оценивала игроков и команды непосредственно по игре, по конечному результату – счёту каждого конкретного матча и результату (место команды, очки, голы и. т.п.), достигнутому на турнире в целом.
Нет системы, которая интегрировала бы медико-биологические, функциональные показатели отдельных хоккеистов, их статистические показатели, показатели выполнения тактико-технических действий и др., различные варианты тактических решений и расстановок игроков и преобразовывала бы их в показатели, характеризующие конечный результат.
В качестве такого механизма, я считаю, целесообразно создание специализированной информационной системы класса СППР для решения указанных проблем.
Сегодня в мире широко применяются такие системы, существуют и подобные отечественные разработки (в ряде из них я принимал и принимаю участие, так что сужу вполне профессионально), основанные, в частности на методах математического моделирования, они всё больше входят в практику и успешно применяются как в гос. структурах (Минобороны, МЧС, МИД), так и в крупном бизнесе (Газпром, Татнефть, Норникель, ЮКОС и др.) для информационной поддержки принятия решений.
Реалистичность такого решения подтверждает и тот факт, что хоккей, как объект автоматизации значительно более наблюдаем (есть такое понятие в технической кибернетике), чем функционирование любой крупной гос. или бизнес структуры, поскольку существуют чёткие правила игры, регламенты, ведётся многочисленная и всесторонняя статистика, счёт игры и количество очков точно, количественно характеризуют конечный результат и т.п.
Я далёк от мысли, что подобные системы могут заменить профессионализм и творчество тренера, снизить его роль и значение, но они могут реально ПОМОЧЬ тренеру, например при подготовке к тому или иному турниру в условиях временнОго дефицита, отсеяв большое количество низкоэффективных тактических схем, сочетаний игроков и т.п. и оставив для анализа и принятия решения на игру только несколько самых эффективных решений. Эти решения затем могут быть подвергнуты более глубокому и детальному анализу тренерским штабом и выработан план на игру, при этом будет затрачено существенно меньше времени, чем при переборе и анализе тренерами всей совокупности возможных, вариантов, схем, сочетаний и т.п. То есть этот самый перебор вариантов и другую рутинную работу нужно возложить на систему, высвободив тренеру время для творчества.
Например, в реальности практически не возможно сыграть с одним и тем же соперником в одних и тех же составах даже 2-3 игры. Информационная же система позволит промоделировать сколько угодно таких игр (10 000, 100 000, 1 000 000 - зависит от наличия времени и быстродействия вычислительных средств) с одним и тем же соперником в одних и тех же составах, в результате чего будут получены статистически значимые, достоверные и надёжные значения показателей эффективности игры каждого игрока и команды в целом, эффективности применения той или иной тактики против конкретного соперника. Эти значения показателей тренер сможет использовать при подготовке к игре с этим соперником для определения тактических заданий на игру, состава команды, сочетаний игроков и т.п.
Такая система сможет оказывать помощь тренеру и в ходе самой игры: по заранее определённым критериям оперативно предлагать рекомендации по смене тактического рисунка, смене порядка выхода пятёрок, наиболее рациональной замене травмированного игрока и т.д.
Окончательное же решение - безусловно за тренером.
Сегодня пришло время, когда ноутбук должен сменить блокнот с ручкой на тренерском мостике.