RUSSIAN-HOCKEY.RUТурнир прогнозистовЛента новостей YouTube

Текущее время: 2024, Декабрь, 02, 7:33



ХОЧУ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ФОРУМУ! КАК НАЧАТЬ ОБЩАТЬСЯ?

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Любовные романы читать бесплатноФантастика читать бесплатноБиблиотека, бесплатно читать книгу

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Тарасов.
СообщениеДобавлено: 2009, Август, 10, 21:19 
СБОРНАЯ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 2005, Июнь, 29, 16:48
Сообщения: 23718
Откуда: Санкт-Петербург
В прошлые времена в отечественном хоккее сфор­мировался тип тренера-диктатора. Ярчайшим пред­ставителем его, несомненно, являлся Анатолий Вла­димирович Тарасов. Это было его кредо, его стиль. Однако в тот же самый период в советском хоккее ра­ботал, если так можно выразиться, его идейный анти­под — Аркадий Иванович Чернышев, очень интелли­гентный и выдержанный человек. И, несмотря на то, что болельщикам, плохо знакомым с хоккейной кух­ней, Тарасов казался тренером номер один, офици­альным старшим тренером сборной был именно Чер­нышев.

Просто они были достаточно умными людьми, чтобы ничего не делить на публике и не тянуть одеяло на себя. Каждый занимался своим делом, а вместе они раз за разом добивались успеха. Стране нужен был результат. И ее главная хоккейная команда — сборная СССР — выигрывала чемпионаты мира один за другим.

Тарасов действительно был очень авторитарен. Великие хоккеисты, чемпионы мира одновременно и уважали, и боялись его. У него в ЦСКА было доста­точно игроков, которые стали отличными спортсме­нами. К примеру, мой коллега Александр Сергеевич Асташев, будучи молодым перспективным хоккеис­том, провел в ЦСКА всего один сезон. Но Анатолия Владимировича вспоминает до сих пор: каждую тре­нировку и каждое сказанное им слово. Много лет я поддерживал дружеские отношения с недавно ушед­шим из жизни Александром Павловичем Рагулиным, который также часто рассказывал о Тарасове много интересного.

Для нас Анатолий Владимирович был легендар­ной личностью. Говорить о нем можно часами. Тем более, что мне посчастливилось познакомиться с ним лично и общаться достаточно длительное время. У нас сложились прекрасные, можно сказать, дружес­кие отношения. Хотя в душе, если честно, я всегда побаивался этого человека.

Мое знакомство с Тарасовым состоялось уже после окончания карьеры игрока — в тренерской школе. Это случилось в 1977 году, поздней осенью. К этому време­ни я успел три месяца отработать в детской спортив­ной школе Уфы, пока в моей жизни не произошел оче­редной поворот. Тренер «Салавата Юлаева» Валерий Александрович Никитин сообщил мне, что в Москве открылась Высшая школа тренеров (ВШТ). Для зачис­ления в нее существовали определенные требования: кандидат должен быть мастером спорта, членом пар­тии, иметь высшее образование. По всем этим пара­метрам я подходил. Недолго думая, отослал свои доку­менты в Москву, затем прошел конкурс и был принят. Хотя отбор там был довольно жестким. Таким обра­зом, я попал во второй набор ВШТ. Первый прошел в 1976 году, а мой — в 1977-м. То есть, я, как студент, фактически оказался у истоков Высшей школы трене­ров при Центральном институте физической культу­ры. На курсе нас было десять человек. Стипендия со­ставляла 300 рублей в месяц. Да, за такие деньги можно было поучиться!

Курс был рассчитан на два года. На втором году на­шего обучения Тарасов, поначалу просто сотрудни­чавший с ВШТ. пришел работать на кафедру хоккея. Вскоре после того, как я окончил Высшую школу тренеров, он там работал уже постоянно. У нас некоторые выпускники со смехом говорили: «Слава Богу, что мы проскочили и видели Тарасова не каждый день». В ка­ком-то смысле они были правы: Анатолий Владими­рович спуску не давал никому, поскольку человеком был весьма энергичным. Однако с ним было интерес­но. Тарасова надо было понять — тогда уж он и вос­принимался проще. Вот, например, манера препода­вания. Однажды он пришел на занятия, прочитал пер­вую лекцию, дал нам задания и... пропал. Примерно через три недели появился и начал рассказывать то же самое, что и на первой лекции. Через месяц — та же история. Таким образом, одну и ту же лекцию лично я прослушал раза четыре. Скучновато, конечно, но зато хорошо усвоил.

Многим такое обучение не нравилось. Наверное, у него важных и неотложных дел было невпроворот. Он просто забывал, что читал и, думаю, часто приходил в аудиторию, не успев подготовиться.

Вместе с тем, многое из его лекций запомнилось — недаром мы их по нескольку раз слушали. Вся систе­ма Тарасова строилась на авторитете тренера. Настав­ник, по его убеждению, постоянно должен находиться в поиске, каждый день придумывать новые упражне­ния. Конечно же, мы старались перенять его навыки, соответствовать образу. Но хвалил он нас крайне ред­ко. И вправду, чем мы могли его удивить? Какое уп­ражнение придумать? Казалось, поразить его вообра­жение невозможно. Но один раз мне это все же уда­лось. Я, будучи слушателем школы, заслужил похвалу самого Тарасова! Это случилось на тренировке по ат­летизму. У нас в зале была небольшая штанга, так я на­чал ею эдакое выделывать — как в цирке. Нашел-таки, чем удивить легендарного Тарасова.

Но самое главное, услышать от него согласие с тво­им мнением было практически невозможно — если, конечно, он этого сам не хотел. У Тарасова всегда име­лись в изобилии запасные, альтернативные варианты. Бывало, даст задание — например, разобрать игру ка­кой-нибудь сборной или пятерки. Проблема интерес­ная, готовишься, думаешь: почему так, а что можно было бы иначе сделать? Начинаешь с ним дискутиро­вать, он прерывает: «Неправильно». Слушатели бук­вально не знали, что сказать. Однако самое любопыт­ное происходило, когда мы запоминали правильный вариант ответа и в следующий раз, если возникал по­добный вопрос, приводили слова самого Тарасова. Но он снова не соглашался!

Тарасов был, конечно, человек чрезвычайно инте­ресный. Его мнение воспринималось безоговорочно, и он буквально довлел над всеми. Только однажды я стал свидетелем того, как на одном из семинаров с ним вышел любопытный казус, связанный с известным тренером Николаем Ивановичем Карповым. В те вре­мена часто собирались тренерские конференции, се­минары, и Анатолий Владимирович всегда в них учас­твовал, поскольку имел непререкаемый авторитет. И вот однажды он начинает нам читать очередную лек­цию, а Карпов сидит и с кем-то что-то тихонечко об­суждает. Анатолий Владимирович остановился и уко­ризненно заметил: «Николай Иванович, у меня такое впечатление, что вы уже все о хоккее знаете». Ответ Карпова не заставил себя долго ждать: «Да ведь и вы, Анатолий Владимирович, далеко не всезнающий».

На лекциях Тарасов часто говорил, что нужно да­вать спортсменам такие задания, которые были бы выше их возможностей — чтобы человек стремился себя преодолеть. В его требованиях, конечно, максима­лизма хватало с избытком. К примеру, смелость он вос­питывал, заставляя прыгать в бассейн с десяти метровой вышки. Если кто-то отказывался, не мог с собой спра­виться, Тарасов заявлял, что тот человек трус. И люди, закрыв глаза, буквально падали с вышки в полуобмо­рочном состоянии. Один парень и вовсе не отважился прыгнуть, ушел, а потом долго не играл в сборной. Как-то раз, когда Тарасов в очередной раз принялся загонять хоккеистов на вышку, некто из толпы с доса­дой буркнул: «Махнул бы сам». Анатолий Владимиро­вич услышал, молча полез на трамплин и с высоты де­сяти метров «махнул сам».

Самое главное, чего всегда и в первую очередь до­бивался Тарасов — это непререкаемого тренерского авторитета. Добивался он его своими особыми метода­ми. Абсолютной, подчас деспотичной, всячески под­черкнутой властью. Жесткими наказаниями и запре­дельными требованиями. Возможно, сегодня такие методы кому-то могут показаться дикими и недопус­тимыми, но авторитет у Тарасова, несомненно, был. А тренеру он просто необходим. Тем более, что такие же требования он предъявлял и самому себе. «Прежде всего, — наставлял Тарасов, — тренер должен посто­янно учиться, не стоять, не топтаться на месте». И сам он тоже всегда старался найти что-то новое, заглянуть в будущее. Думаю, именно в этом проявлялась сильная сторона Анатолия Владимировича — та самая, за кото­рую его ценили руководители, обожали болельщики и уважали спортсмены. И это справедливо! Понять суп, проблемы, быть чуть-чуть впереди нее, наверное, не каждому дано.

И, тем не менее, как мне кажется. Тарасов палку все-таки перегибал. К примеру, он считал, что в ко­манде иногда необходим небольшой конфликт, кото­рый дает толчок к развитию. Когда коллектив превра­щается в болото, следует срочно что-либо предпри­нять. Если конфликта нет, его надо найти, не найден — создать! Таково было его правило. Лично я придерживаюсь иного мнения. Наверное, тренер все же не должен искусственно создавать конфликт, потому как жизнь у нас всех и так нелегкая. Если ты провоциру­ешь стычку, надо идти до конца. И неплохо бы заранее знать, чем это может закончиться. Позволять команде успокаиваться действительно нельзя, но ведь этого можно добиться и другими способами. Прежде всего, тренировочный процесс как-то изменить. Постарать­ся воздействовать на мотивацию игроков. В конце концов, если ты не можешь найти никаких способов и понимаешь, что ничего у тебя с человеком не получа­ется, лучше его попросту вежливо убрать из команды.

ЛИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО С МЭТРОМ

Личное знакомство у нас с Тарасовым состоялось довольно неожиданно. Был перерыв между лекциями в ВШТ, и он отпустил всех слушателей на перекур. Де­вять человек сразу рванули с мест, а я сижу, что-то пишу. Анатолий Владимирович увидел меня и спра­шивает:

— Молодой человек, а вы почему на перекур не идете?

— А я не курю.

— Ну, и правильно.

Так, собственно, разговор и завязался:

— Откуда вы?

— Да вот, из Уфы приехал.

— А кто у вас тренер?

— Валерий Александрович Никитин.

— У-у. Валерка!

В его голосе прозвучало явное уважение к нашему тренеру.

Между тем, перерыв уже подошел к концу. И тут он мне говорит:

— Молодой человек, я вас запомню!

Я согласно кивнул, а сам думаю: «Господи, сам Анатолий Владимирович. Надо как-то подальше от великих держаться!». А он и вправду меня запомнил.

В те славные времена расцвета нашего хоккея Ана­толий Владимирович занимал пост Президента «Зо­лотой шайбы». Турнир приходился на начало года — февраль-март. Слушатели Высшей тренерской школы всегда помогали проводить это мероприятие. А парал­лельно — во время турнира «Золотой шайбы» — нам устраивали семинары с ведущими тренерами. Тарасов предлагал темы, которые мы должны были обсуждать. Работы было много. Курировал «Золотую шайбу» ЦК. ВЛКСМ. Несколько заседаний штаба турнира прохо­дили прямо в Центральном Комитете. Обычно там со­биралось много народу: тренеры, секретари ЦК ВЛК­СМ, отвечавшие за спорт, еще какие-то люди. Я тоже присутствовал на этих заседаниях. Штаб серьезно об­суждал проблемы, а Тарасов сидел во главе стола и ру­ководил. На заседаниях всегда возникало множество организационных вопросов, потому что мероприятие это было очень масштабным.

Однажды, во время подготовки к проведению тур­нира «Золотая шайба», у меня возникла почти нераз­решимая ситуация. Днем требовалось присутствовать на заседании штаба в здании ЦК ВЛКСМ, что недале­ко от Политехнического института, а вечером плани­ровался матч в Лужниках. Мне и на заседании надле­жало присутствовать, и на игру надо было успеть. По­ложение критическое. Тут Тарасов мне и говорит: «Сергей, я тебя подвезу». У него тогда «Волга» была. Надо сказать, автомобиль Тарасов всегда водил сам. Причем, в его машине всегда был своеобразный груз: в багажнике всегда имелись огурчики, грибочки и прочая снедь.

Дело в том, что Анатолий Владимирович умел хо­рошо готовить и очень любил вкусно поесть. А иной раз позволял себе славно выпить и закусить. Но я ни­когда не видел, чтобы он садился за руль в нетрезвом состоянии.

Итак, мы сели в машину и поехали. На перекрестке у магазина «Детский мир» нас задело такси. Тарасов молча остановил свою «Волгу», осмотрелся, подошел к таксисту и давай на него орать во все горло. Смотрю, тот уж деньги из бумажника достает. Всю оставшуюся дорогу до Лужников Анатолий Владимирович таксис­та недобрым словом поминал. В конце концов, заявил, что у него есть знакомый директор автосервиса, кото­рому он позвонит, заедет, и тот все сделает.

Я думал, что машина сильно повреждена — во вре­мя перебранки сидел в салоне, и потому не видел, что случилось со злополучной «Волгой». И только когда мы подъехали к Лужникам, я вышел и посмотрел, что же все-таки произошло. Оказалось, что в районе за­дней левой двери появилась небольшая свежая вмяти­на. Такая маленькая, что ее сразу и не разглядишь — даже краска не слезла. Но, судя по всему, Тарасов с таксиста по полной программе содрал — как за новую дверь.

Уже после того, как мы окончили тренерскую шко­лу, Анатолий Владимирович начал работать на кафед­ре постоянно. Я несколько раз к нему приезжал. У него всегда были ко мне какие-нибудь просьбы. Так, нена­вязчиво: «Сережа, когда я у вас там был.». А был он у нас в Уфе в начале 1970-х годов, когда ЦСКА играл с «Салаватом Юлаевым» на Кубок. Завод, который мы представляли, выпускал еще и электробритвы. Вот он и говорит: «Сережа, когда я у вас там был, приобрел такую классную бритву. Только она уже не работает». И достает эту бритву из багажника. А она вся побита, потерта и заржавела. Я привез ее на завод, показал ре­бятам, а они говорят: «Мы уж лучше новую тебе да­дим».


Из книги Сергея Михалева "Тренер золотой мечты".

_________________
Злобная водка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Тарасов.
СообщениеДобавлено: 2009, Август, 11, 3:00 
СБОРНАЯ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 2006, Май, 05, 3:30
Сообщения: 21184
ssMIRNOff писал(а):
И, тем не менее, как мне кажется. Тарасов палку все-таки перегибал. К примеру, он считал, что в ко­манде иногда необходим небольшой конфликт, кото­рый дает толчок к развитию. Когда коллектив превра­щается в болото, следует срочно что-либо предпри­нять. Если конфликта нет, его надо найти, не найден — создать! Таково было его правило

Поэтому Михалев и не Тарасов :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Тарасов.
СообщениеДобавлено: 2009, Декабрь, 10, 15:25 
СБОРНАЯ ФОРУМА
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 2008, Январь, 05, 9:55
Сообщения: 11388
Откуда: Middle-earth
http://cska-hockey.ru/news/club/100001685/

_________________
Вячеслав Аркадьевич Быков перед каждой игрой говорит, что существует только две сборные - России и Канады. А остальные команды должны нам «подчиняться». С. Варламов


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:





Яндекс.Метрика




Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Chalis