Нам не нужно улучшать, нам нужно - изменять
КХЛ позиционирует себя как коммерческая лига, и это, в общем, хорошо. Суть слова «коммерческая» в том, что планируется извлекать прибыль. Как извлекать? А никак, судя по всему. Сама извлечётся, никуда не денется.
Самое смешное, что прибыль эту планируют люди, которые – каждый по отдельности – в рамках своих конкретных клубов не знают статьи «доход». И вопрос, наверное, не в том, что дохода получить они не умеют, а в том, что он им изначально не нужен. О том, что хоккей у нас убыточен, можно даже и не рассуждать – это, вроде как, прописная истина. Но даже в условиях убыточности возможно получать хоть какую-нибудь отдачу за счёт грамотного маркетинга. Пусть отдача эта будет небольшая, но если она будет; и, если в течении, скажем, лет пяти будет только увеличиваться – это позволит судить о профессионализме и состоятельности менеджера.
Но – кому из менеджеров это нужно: чтобы был критерий их трудовой деятельности? Проще сразу объявить свой сектор работы убыточным – с меня, дескать, и взятки гладки (что не мешает рубить головы тренерам, не выполняющим задачи; впрочем, так и должно быть, раз уж тренеры к маркетингу имеют весьма отдалённое отношение).
У нас более половины клубов Суперлиги не имеют хорошей и удобной автомобильной стоянки для болельщиков – ну вот потому, что так работает их маркетинг; а собравшись вместе они планируют маркетинговать в континентальном масштабе… Да что там парковка, если некоторые клубы не получают ни цента за сувенирную продукцию: выручка идёт в «Луч», или в некие дочерние клубу фирмы, или в непонятные фирмы совсем уж рядом не стоящие – но только не в клубную кассу – о каком маркетинге тут может идти речь?
КХЛ сейчас похожа на большое пустующее здание, находящееся в очень выгодном, в торговом плане, месте. Ну, в центре столицы, например. Кому-то, выкупившему, или взявшему в аренду это здание, требуется сделать из него супермаркет. Как к этому приступать? Наверное, выходить на крупные бутики, серьёзные фирмы с именем – и размещать их торговые точки в своём здании. Попутно заниматься рекламой, раскруткой нового супермаркета.
Что делает КХЛ? Она раскручивает себя, но вместо бутиков размещает коммерческие киоски, ранее ютящиеся вокруг станций метро - да и то окраинных.
Люди, которые для своих киосков не могли (и, что важно! – не стремились) получить коммерческую выгоду, теперь вовсю убеждают окружающих, что с переездом в новое здание будет одна сплошная прибыль. Вполне возможно, что они в это искренне верят. Только вот вера их зиждется не на том, что начнёт вдруг приносить дивиденды торговля просроченным пивом, а на том, что богатенький дядя, хозяин здания, вливая средства в свой супермаркет – вольёт и в их перемещённые палатки. А что? В каком-то смысле это тоже прибыль, пусть и не на торговле собственным товаром.
Главной маркетинговой целью в такой ситуации для «киоскеров» является следующая: каким-то образом убедить покупателей, что с перемещением павильонов с улицы в здание всё существенно поменялось – а в чём, если иначе, смысл перемещения? Для демонстрации этого нужны какие-то радикальные штуки, а нужны ли они кому-нибудь – это дело второстепенное. И ладно, если просто не нужны – цветные ленточки могут создать видимость новизны, но вреда от них хотя бы нет. Ну так они и – не радикальные ни разу: ленточками у нас никого не удивить.
А вот разделение клубов на дивизионы, да не по территориальному принципу, а по не-пойми-какому – это уже революционно. Драфт, уместный в Северной Америке, и абсолютно неуместный у нас (это как рога – нормально для оленя, и совершенно незачем медведю) – это тоже революционно, а значит – ново, а значит – прогрессивно, и значит – хорошо. Обмены хоккеистами – свежо, прямо как в НХЛ!
Перефразируя древний анекдот про солдата и прапорщика, так и хочется сказать: «Нам не нужно улучшать. Нам нужно - изменять».
Приживутся ли изменения, нет ли; принесут пользу, или вред – это даже не второстепенно, а просто не важно. Если что не так – поменяют еще раз. И не раз. Так даже интереснее будет.
Структуру, формулу, состав участников и календарь чемпионатов страны при ПХЛ как часто меняли? Ежегодно, если кто запамятовал. Ну так к этому и вернемся, когда две трети клубов сообразят, насколько неспортивной получилась жеребьёвка дивизионов по спортивному принципу. А когда, не дай бог, на международной арене пропустим вперёд себя Казахстан, дружно признаем допуск собратьев в нашу лигу заблуждением, и найдём крайнего – в этом нелёгком деле опыта тоже не занимать.
Хотя, с Казахстаном и другими сопредельными государствами, наверное, уже не будет никаких заблуждений. Поскольку в регламенте КХЛ нигде не присутствует словосочетание «Чемпионат России». «Чемпион России» - есть, но определяться он будет не в «Чемпионате России», а в «Чемпионате КХЛ». И торжественно получать Кубок Гагарина (а почему не Пушкина, например? Ну да ладно).
Михаил Теслин
http://www.hockey-news.ru/news.php?id=74
Очень толково.