- Игра сборной России в Ванкувере - это тоже ужас и кошмар?
- Олимпиада у меня связана с огромным разочарованием. Я стараюсь не вспоминать о Ванкувере, потому что приятного там было мало.
- После Игр было много дискуссий по поводу тренерской работы. Вы тоже считаете, что российские специалисты оказались не готовы к борьбе с канадцами?
- Все дело в том, что тренерские системы российского и канадского хоккея существенно различаются. Имею в виду то, как тренеры общаются с ребятами на скамейке запасных, что говорят в перерывах, как тасуют игроков, пытаясь создать новые звенья. Плюс к этому в НХЛ очень много времени уделяют теоретической подготовке. Куда больше, чем в России.
- Канадский нападающий Майк Ричардс в интервью "СЭ" сказал: когда он выходил на игру против нашей команды, вообще не знал, что будет персонально играть против Овечкина. Судя по его словам, у канадцев не было четких инструкций перед игрой.
- Это у канадцев-то не было инструкций?! Думаю, Ричардс это просто так сказал. Потому что всем было видно, что его звено играло персонально против тройки Овечкина.
- Но Ричардс - тот игрок, который и без тренерских указаний прекрасно представляет, как справиться с Овечкиным. С другой стороны, и Овечкин уже много лет играет против филадельфийца Ричардса - обычно очень успешно...
- Да, Ричардс по игре за клуб знает, как действовать против Саши. Тем не менее канадские тренеры специально подобрали звенья так, чтобы нейтрализовать наши. И это у них отлично получилось. В сборной Канады, уверен, каждый был готов к игре с Россией и знал о нас все досконально: что делать, как играть, куда бежать и кого давить.
- Раскройте секрет: как в НХЛ проходит теоретическая подготовка к встрече с соперником?
- У нас в "Финиксе" перед матчем проводят три собрания, в среднем по пять - семь минут. Разбирается игра в большинстве, игра в меньшинстве, а затем - общее собрание для всех игроков. Тренеры буквально разжевывают, что игроки должны делать - как осуществить вход в зону соперника, как преодолеть оборону, как предотвратить опасные моменты у своих ворот и так далее.
- У сборной России была подобная теоретическая подготовка перед матчем с Канадой?
- Да, но это было тридцатисекундное видео обо всем сразу. Мне показалось, что этого было недостаточно. Поверьте, в НХЛ очень мощная теоретическая подготовка. И это часто помогает выигрывать.
- Отсутствие теоретической подготовки в привычном для вас объеме могло вызвать у российских энхаэловцев чувство дискомфорта или даже неуверенности перед матчами?
- Думаю, наши тренеры поставили во главу угла доверие к игрокам, дали нам право самостоятельно решать, как лучше действовать. Они посчитали, что мы, энхаэловские профессионалы, и так все прекрасно знаем. А мы в НХЛ привыкли к иному подходу.
- Но ведь доверие тренера должно было придать игрокам уверенности!
- Безусловно. Но оказалось ли этого доверия достаточно для победы? Да, тренеры сумели создать в команде хорошую атмосферу. Нам предоставили свободу доходить до всего своим умом, а мы, профессионалы, с этой задачей, увы, не справились. Вроде понимали свои ошибки, но все равно продолжали их допускать.
- В НХЛ происходит работа над ошибками?
- Обязательно. Все ошибки разбираются на собраниях. Совсем не важно, звезда ты или рядовой игрок, - тренер делает наглядный разбор и указание на ошибки каждому. Конечно, все сами знают про свои промахи, но когда их озвучивает тренер, это помогает лучше все осознать.
- Насколько у тренера вратарей сборной России Владислава Третьяка получалось разрываться между тренерской работой в сборной и другими функциями?
- Дело в том, что тренер вратарей - это специалист, который работает с голкиперами на протяжении всего сезона, ежедневно выходит на лед, дает упражнения, разбирает ошибки и формирует стиль игры. У всех нас - Жени Набокова, Семена Варламова и меня - есть в клубах такие тренеры.
Но на короткий период времени - как на Олимпиаде, так и на чемпионате мира - такое тренерство не очень важно. Взаимодействие вратаря с командой определяется установками главного тренера. Третьяк с нами на лед не выходил, но в этом не было никакой необходимости. Владислав Александрович оказывал нам психологическую поддержку.
- В НХЛ теоретическая подготовка вратарей к матчу проводится отдельно?
- Нет, но мы же видим то, что нам показывают на общем собрании. Как эта команда играет, как создает голевые моменты.
- Вы считаете, что тренерская система канадцев эффективнее нашей?
- Канадская система дает результат - они выиграли олимпийское золото.
- Но на двух последних чемпионатах мира в финале мы обыгрывали канадцев с их системой.
- Я помню, что в финале в Квебеке канадцы доминировали 40 минут. Когда они забили четвертый гол, то посчитали, что золото у них в кармане, и перестали играть. Только когда наши сравняли счет, наступил переломный момент, и нам повезло. В Берне в прошлом году счет по броскам был 38:17 в пользу канадцев. Мы выиграли за счет самоотдачи и самоотверженности, но, скажите, в чьей зоне проходила игра большей своей частью? Мне кажется, нам есть чему поучиться у канадцев.
- Если ситуация в НХЛ сложится определенным образом, есть ли шанс вас увидеть на чемпионате мира в Германии?
- О каком чемпионате мира в данный момент может идти речь, когда мы стремимся играть в Кубке Стэнли?! Сейчас задача - попасть в плей-офф, продержаться там как можно дольше и побороться за Кубок.
- Однако российским болельщикам важно знать, готовы ли вы приехать в сборную, когда будет такая возможность? Или после Олимпиады такое желание, не дай бог, пропало?
- Если позовут - обязательно приеду. Каким бы тяжелым ни был осадок после Олимпиады, я понимаю, что играю за свою страну, за близких людей, которые в ней живут. И я, поверьте, буду играть за сборную до тех пор, пока смогу.
Но хотелось бы, чтобы мы все сделали правильные выводы из поражения в Ванкувере и чему-то научились. Ведь когда мы учимся, есть движение вперед, есть успех. Канадцы недавно выиграли, позаимствовав у нас комбинационную игру. Так и нам необходимо перенять у них все самое лучшее и использовать на благо отечественного хоккея.
- Сейчас рассматривается вопрос о должности тренера по НХЛ, который будет собирать информацию по данной лиге (разговор состоялся до того, как этот пост тренеры сборной предложили Андрею Назарову из "Трактора"). Ваше мнение по этому вопросу.
- Мне кажется, на эту должность нужен хороший тренер с большим опытом работы, который бы прекрасно знал всю энхаэловскую кухню изнутри и смог привнести свой опыт в нашу систему подготовки к играм. Это должен быть именно тренер, а не просто скаут. То есть человек, который не только наблюдает за игроками во время сезона, но и будет стоять за скамейкой рядом с главным тренером и помогать вносить коррективы во время игры.
- Чувствуется, что будущее российского хоккея вас даже в аризонской пустыне сильно волнует.
- Да, нам стоит серьезно думать о будущем нашего хоккея, растить новую смену. На данный момент канадцы могут выставить фактически два-три состава высочайшего уровня, а мы едва набираем один. За четыре года можно воспитать новое поколение игроков, но им надо уделить время.
У наших юниоров пока что не так много достижений. Сейчас говорят о возрождении хоккея. Надо задуматься об отношении к детским спортивным школам. Ведь именно в них закладывается будущий успех нашего хоккея. А как быть, когда у талантливых детей родители не в состоянии платить за школу? Считаю, что вместо того, чтобы тратить на иностранных игроков в КХЛ по шесть-семь миллионов долларов, лучше было бы пускать эти деньги на развитие детского спорта. Государство тоже должно помогать с финансированием, ведь это спортивное будущее нашей страны.