В среду нашу редакцию посетил Илья Ковальчук. Форвард сфотографировался в музее отдела хоккея, где на видном месте висит его свитер «Атланты» с номером 17 (подарок с позапрошлогоднего визита). А потом встретился с журналистами «СС» – за час мы обсудили все возможные темы: начиная с тренера сборной и заканчивая крестинами дочки Ковальчука.
УКРАИНА – ЧЕМПИОН МИРА
Илья начал разговор с извинений. «Простите, что не пришел на объявленную «Прямую линию» в понедельник. Недавно из Штатов прилетел, хожу как в тумане. Когда прилетаю в Россию, акклиматизацию тяжело переношу – с неделю живу по американскому графику. В час дня должен был приехать в редакцию, но банально проспал – организм был «настроен» на пять утра. Обещаю, что в следующий раз обойдется без накладок».
Но многие вопросы позвонивших болельщиков мы записали, на них была построена эта беседа. А начали с футбола. Начертав пожелание читателям: «Смотрите чемпионат мира по футболу, но не забывайте о хоккее», – Илья Ковальчук поднял голову и заметил: «Думаю, победят немцы».
– А вот Саша Овечкин ставит на Англию.
– Не-ет. Руни из-за травмы может не сыграть в Германии. Время же Бекхэма прошло… Или «темная лошадка» способна занять первое место. Украинцы, например. Почему нет? Из группы они точно выйдут. Шевченко однозначно будет играть – это его первый крупный турнир за сборную.
– Но боковой связке не прикажешь.
– Современная медицина может творить чудеса.
– Вы могли бы стать футболистом?
– Все хоккеисты в детстве летом играли в футбол. Я учился в 18-й тверской школе, в спортклассе. Участвовали в чемпионате района. Не знаю, чего бы добился, но, наверное, стал бы не самым плохим игроком. Бегал бы сейчас во втором дивизионе за «Волгу» (Тверь). (Смеется.)
– Играли на позиции форварда?
– Ну а как же! Защищаться я не люблю.
– И тренер кричал от бровки: «Ковальчук, отрабатывай в обороне!»?
– (Улыбается.) У нас не тактика была, а броуновское движение. Поэтому в защите все по очереди возникали. А тренером был учитель физкультуры, который не очень любил футбол. Мы сами делились по амплуа. На воротах никто не хотел стоять.
– Алексей Морозов, когда был в гостях у «СС», рассказывал, что летом играет голкипером в первенстве Одинцовского района.
– Так мы в одной команде. И два года назад стали чемпионами района, за три тура до финиша. Все было, как надо, – кубок, шампанское… А Морозова из ворот выпускали, когда вели в счете с разницей в три гола.
СНОВА ЗА ПАРТУ
– Вы приехали к нам прямо из института физкультуры?
– Да. Меня вернули на кафедру, на четвертый курс – я по собственному желанию брал академический отпуск на год. Не успевал сдать все «хвосты». Сейчас буду латать дыры. За неделю нужно сдать три зачета по специализации. Выдали учебник, буду штудировать.
– И на кого выучитесь?
– На хоккейного тренера. Сразу встану у руля сборной России. (Смеется.) Если серьезно, когда найдут нового наставника?
– Зинэтула Билялетдинов размышляет над предложением до следующей недели… Год назад вы говорили в интервью «СС», что у этого тренера больше играть не будете, он вас неправильно использует.
– Я еду в сборную играть не за тренера, а за страну. Если Билялетдинов посчитает, что я подхожу под его концепцию, то приеду. У нас будут нормальные профессиональные отношения. Претензия моя сводилась к одному – обидно, что в случае поражения с тебя спрашивают по полной программе, не давая при этом игрового времени. И начинается: «Вот, Ковальчук не забивает, только в свои ворота шайбы привозит». После этого руки опускаются. Хочется, чтобы отношение к игрокам было нормальным. Мы же на ту же Олимпиаду летели восемь часов, проводили по четыре матча за пять дней. И в итоге всех энхаэловцев снова облили грязью. В первую очередь наш тренер Владимир Крикунов.
– Владимир Васильевич за словом в карман не лезет.
– Мама моя этому очень удивлялась. А я ей объяснил, что Крикунов похож на Джереми Реника из НХЛ. Тот тоже говорит, что думает, никакой корректности.
– Интересно, а Крикунов смог бы работать тренером в НХЛ?
– Ну, там бы он такое не говорил. Потому что английского не знает. А как тогда командой руководить? Как на Олимпиаде: «Алле, эй, мужики, вы чего?» Там такой «серьезный разговор» не пройдет. А в Турине нас больше дядя Вова Юрзинов подстегивал, кричал.
«ОТКАЗНИКОВ» НЕ БУДЕТ
– Весной вы говорили, что тренером сборной должен стать кто-то молодой – например, Вячеслав Быков.
– Я от своего мнения не отказываюсь. У нас получается так, что тренеров сборной меняют по кругу. И мы на одни и те же грабли наступаем. Думаю, толк будет, если к рулю придет молодой наставник со свежими идеями.
– И он должен иметь хороший контакт с энхаэловцами…
– Это в первую очередь от Владислава Третьяка зависит. Он же занимается приглашениями игроков из-за океана, бытовыми вопросами – билетами, размещением жен-подруг. Если условия наладятся, у сборной не будет «отказников». На чемпионат мира в Россию приедут все, включая Александра Могильного и Сергея Самсонова. Для каждого будет важно выиграть золото на родине.
– Не боитесь подставиться? Ажиотаж будет огромным. Представляете, что скажут о каждом из вас, если Россия снова останется без медалей?
– Мы же играть едем, а не гулять, как считал один известный «специалист». Будет полный стадион болельщиков, нас поддержат. Дома выступать – одно удовольствие. Тот же Кубок РОСНО мы часто выигрываем.
– А какие накладки были в Турине?
– Руководители говорили, что все расходы берет на себя федерация. На самом деле за многое платили сами игроки. Я до последнего момента не знал, куда лететь, кто меня встретит. С канадцами говорил – они устроили чартер из Торонто, прилетели с бабушками-дедушками, всех, кого надо, разместили в Олимпийской деревне. А наши запасные Куляш и Непряев жили на съемной квартире, как чужие.
– Как вы восприняли то, что Крикунов не взял вас на чемпионат мира?
– Я знал об этом с февраля. Поначалу расстроился, а потом сказал себе, что жизнь продолжается. Единственное, что видел из Риги, – четвертьфинал с чехами. В первом периоде мы должны были забить четыре-пять голов, но Овечкину с Малкиным жутко не везло.
– Как относитесь к тому, что тренером сборной станет иностранец?
– Это будет крайняя мера. У нас своих специалистов хватает. Из России за океан уезжает много талантливых ребят, их же наши тренеры воспитывают. Просто нужно больше доверять молодым наставникам.
– Вот интересно, вам в институте дали учебник. В нем описываются старые методики или новаторские идеи?
– Я еще не начал его читать. Но нас учат по старой школе.
– Так, может, в этом и кроется одна из проблем? Откуда взять молодых да талантливых, если их не учат?
– Вот институт попрошу не трогать. Хорошие педагоги, дают много знаний. Они-то здесь при чем?
ОСТАНОВИТЕ КОВАЛЬЧУКА!
– У нас есть «рояль в кустах». Разрешите представить, Кирилл Беляков, которого ПХЛ в этом сезоне признала лучшим хоккейным журналистом страны. Узнаете?
– А мы знакомы?
– Вы оба – 1983 года рождения. Кирилл играл защитником в юношеской команде «Крыльев Советов», на том фланге, по которому летал спартаковский форвард Илья Ковальчук.
– Ничего себе! Сразу не узнал!
Кирилл Беляков: – Напомните, как вы в «Спартак» попали.
– Тренер Юрий Борисов с моим отцом поговорил, и мы приняли решение на семейном совете. Я год играл за «Динамо», но «Спартак», который показывал веселый комбинационный хоккей, нам нравился больше. Папа тоже болел за этот клуб – он даже был директором гребной базы в Твери, которая называлась «Спартак». Грех было не играть за красно-белых.
Кирилл Беляков: – Нас на «Спартак» настраивали так: «Держите Ковальчука! Остановите его, как можете, – ударом плеча, в голову или по правилам». Юных тафгаев у нас хватало.
– (Смеется.) А команда у нас была замечательная! Почти все время «Спартак» становился чемпионом столицы. С «Динамо» часто были зарубы. К тому же бело-голубыми руководил Шкурдюк, они с Борисовым постоянно ругались.
– Давайте о серьезном. В «Спартаке» – финансовый кризис. Если команда не рассчитается с долгами, то будет расформирована. Президент фонда поддержки клуба Игорь Шабдурасулов заявил в «СС», что готов продать команду… за рубль!
– У меня нет столько рублей, чтобы вывести «Спартак» из кризиса.
– Грустно, что команда умирает.
– Не то слово. Это трагедия. «Спартак» – народная команда. Я не представляю без него суперлигу. Это будет огромной ошибкой, если клуб не спасут.
– В «Динамо» другая беда – игрокам не платят зарплату. Покрыли только половину долгов за сезон.
– В этом плане достойно смотрятся «Ак Барс» или «Авангард», где не бывает финансовых проблем.
– Может, правильно в суперлиге хотят ввести потолок зарплат?
– В России это сложно контролировать. К тому же если «Ак Барс» может платить деньги и набирать игроков, то зачем мешать? Будет коммунизм, как в НХЛ, где всех подравняли под одну гребенку. Чемпионат стал интереснее, зато теперь нет суперклубов.
– Вы плохо относитесь к идее потолка зарплат?
– Я же не могу отменить потолок, поэтому не думаю об этом. Со следующего сезона в НХЛ его поднимают – вроде бы до $43 млн. на клуб. Игроки вносили деньги в страховочный фонд, а теперь нам их вернули, да еще с процентами. Не все так плохо.
ДЖЕНТЛЬМЕН ДАЦЮК
– Что вы сказали Овечкину, когда его «Вашингтон» победил «Атланту» (6:4) и не пустил вас в плей-офф?
– А что я ему скажу? Это же не его заслуга, а вратаря Олафа Кольцига. Тяжело ему забить. Мы с Сашей – друзья. Хотя в одной из газет написали бред, что мы с ним подрались в последний вечер в Турине.
– Вам удался сезон в НХЛ? Все-таки два личных рекорда – по голам (52) и очкам (98).
– Удачно, если бы мы в плей-офф попали… А рекорды пришли потому, что с новыми правилами теперь возникает много голевых моментов. Поэтому пять человек набрали больше ста очков за сезон.
– Вы могли быть в этом списке.
– Даже не думал о том, чтобы выбить сотню. Был шанс в последнем матче с «Флоридой». Но обе команды уже заканчивали сезон, это был цирк, а не хоккей. Быстрее бы все закончилось… У нас столько народу, которому не хватало одного-двух баллов до круглых дат, что я решил отложить свой рекорд на следующий год.
– В конце июня будут награждать лучших хоккеистов чемпионата НХЛ. Кого бы выбрали вы?
– Самый ценный – Яромир Ягр. Он тащил на себе весь «Рейнджерс». Лучший защитник – Сергей Зубов. Провел отличный сезон. К тому же сколько можно отдавать титул Лидстрему? Джентльмен – Павел Дацюк. Никогда не видел, чтобы он кого-нибудь ударил исподтишка. Тренер – Питер Лавиолетт из «Каролины». Новичок – если «Колдер Трофи» не дадут Овечкину, это будет абсурдом. Саша пытался мне сказать, что трофей отдадут Кросби. Я сказал: «Не смеши. Лучше собирайся на церемонию в Канаду».
– Да, он туда через Кипр полетел.
– Чтобы немного загореть. Он должен иметь голливудский лоск. (Смеется.)
– Какой совет дадите Евгению Малкину перед дебютом в «Питтсбурге»?
– Играй в свой хоккей. Не стесняйся. Побольше наглости.
– Заходит Малкин в раздевалку НХЛ, а там 19 незнакомых мужиков сидят, лопочут что-то на английском. Как тут стать своим?
– Что вы, Малкина там ждут! В «Питтсбурге» сделают все, чтобы Женя быстро и легко освоился в лиге. В этой организации знают, как относиться к молодым звездам, – там воспитывался Лемье, теперь Кросби.
– Кросби весь сезон жил дома у Марио Лемье. Может, и Малкина туда подселят?
– Не думаю. Жена Лемье будет в шоке. (Смеется.)
– Муссируется слух, что Максим Сушинский может уехать в НХЛ. Думаете, это реально в 34 года?
– А почему нет? Сушинский быстро освоится при новых правилах. Быстрый форвард, хорошо видит площадку. Он в любом клубе станет лидером.
– Даже в «Миннесоте»?
– Туда лучше не надо. Максим уже играл за «Дикарей», и что-то не заладилось. Зачем входить второй раз в ту же реку? Лучше ехать в «Рейнджерс», куда его зовет Ягр. Он там и за тренера, и за генерального менеджера. В Нью-Йорке много чехов, клуб показывает европейский комбинационный хоккей.
«Я ПОРВУ БЫКА!»
– Как проведете лето?
– С первого августа приступлю к тренировкам – как обычно, буду заниматься в Москве со своим тренером. Но, может, изменю график, если Третьяк устроит сборы для энхаэловцев в Чикаго. А пока буду отдыхать. Восьмого июня отправляюсь во Францию на съемки телепередачи «Большие гонки». Кроме меня, там будут Овечкин, баскетболист Андрей Кириленко, борец Хасан Бароев, звезды шоу-бизнеса.
– Вы и в прошлом году участвовали в «Больших гонках». Колоритные истории случались?
– В одном из конкурсов нужно было убегать от быка. Все думали, это безопасно. Тем более что сначала вывели какую-то вялую коровку. А потом начался конкурс, и вылетел крепкий бычок. Вова Пресняков к нему спиной стоял, и ка-ак получил удар рогами! Потом еще раз. Преснякову выбило колено, певцу Ираклию в лоб засадили. Все очень испугались. Жены плачут. Я думаю: «Ну и игра!» Гладиатор Вова Турчинский завелся: «Я этого быка порву!» Зашел в загон и вырвал кольцо из ноздри у разъяренного животного. Вернулся – вся футболка в крови, но сам цел… Говорят, в этом году такого «веселого» конкурса больше не будет.
ПОДАРОК ДЛЯ ТИТОВА
В понедельник в «СС» был опубликован рассказ, который Илья Ковальчук написал на 30-летие своего друга Егора Титова.
Егор Титов: – Утром я открыл «Советский спорт» и не сразу поверил глазам. Хорошо написал Илья, мне было очень приятно. Теперь ему как писателю нужно садиться за монументальные труды вроде «Войны и мира».
Илья Ковальчук: – А еще я подарил Егору сервиз из французского хрусталя. Поставит у себя дома на видном месте, будет вспоминать, как мы во Францию ездили.
КРЕСТИНЫ КАРОЛИНЫ
Во вторник Илья Ковальчук и его подруга Николь крестили маленькую дочку Каролину в Новодевичьем монастыре.
Илья Ковальчук: – В Америке есть православные церкви, но мы решили крестить дочку в Москве. Чтобы пришли родители и знакомые. Крестным отцом стал мой товарищ по «Спартаку» Игорь Князев, крестной – подруга Николь. Имени Каролина в церковном списке не было, поэтому дочку нарекли Софией. Имя, наиболее близкое ко дню рождения.
Меня крестили лет в 12. Рядом парень стоял, Максимом звали. Батюшка к его родителям обратился: «Лучше имя сменить». А у меня все нормально совпало. Именины отмечаю второго июля.
_________________ Злобная водка.
|