На самом деле в Чехии это пиво не производится, более того, гусь по-чешски — «husa». Все дело в том, что это пиво позиционируется как чешское: буквы «ž» и «ý» в названии выполнены в характерной для чешского языка манере, надпись «Tradiční světlé pivo» выполнена на чешском языке и означает «традиционное светлое пиво», функционирует свой веб-сайт, зарегистрированный в зоне cz. При этом сайт «чешского» пива полностью русскоязычный, там даже не предусмотрена версия на чешском языке(!). И, наконец, реклама по «знаменитой» чешской легенде о гусе, который помогал пивоварам города Жатец отбирать для приготовления пива хмель. Производится это пиво российским производителем — компнией Baltika Breweries, членом группы Carlsberg. В самой Чешской республике это «чешское» пиво не продается. Президент Чешской ассоциации пивоваров Ян Веселый, комментируя этот прецедент, отметил, что не существует никакой легенды, связанной с Жатецким Гусем, и назвал это «…украденной чешской идентичностью и маркетинговыми ходами в грязной форме, так как вся рекламная кампания (пива „Žatecký Gus“) строится на обмане потребителя, который считает, что пиво и правда чешское». Более того, на бутылке «чешского пива» используется известная панорамная фотография довоенного Кёнигсберга (ныне Калининград).
Роспатент запретил «Балтике» зарегистрировать Zatecky Gus в качестве товарного знака ещё 8 апреля, напоминает РИА Новости. В решении ведомства тогда говорилось, что слово Zatecky является прилагательным от названия чешского города Жатец (Zatec), который имеет тысячелетнюю историю хмелеводства и пивоварения. Поскольку пиво Zatecky Gus не имеет чешского аналога, Роспатент решил, что регистрация такого товарного знака на российское юридическое лицо невозможна, так как это введет потребителя в заблуждение относительно изготовителя продукта. «Балтика» опротестовала решение первой инстанции. Пивоваренная компания «исходя из среднего уровня образования» решила, что о существовании города Жатец и его роли в истории пивоварения знает «малочисленная группа населения». Поэтому, как сочли юристы «Балтики», большинство потребителей не будут проводить аналогии с чешским городом. Также компания обратила внимание на слово «Gus», которое является «фантазийным» («гусь» по-чешски — «husa»).
https://lenta.ru/news/2011/11/17/gus/