Алексей КАСАТОНОВ: "Договор с НХЛ надо подписывать на их условиях"
Дата: 19 сентября 09:30
Источник: Спорт Экспресс
Автор: Игорь РАБИНЕР
Хоккейный сезон-2006/07 едва успел начаться, а годовая норма скандалов уже выполнена. "Дело Малкина", развал "Спартака", лишение ПХЛ полномочий по проведению первенства страны, демарш Казани, Магнитогорска, Ярославля и Уфы, едва не сорвавших старт чемпионата, конфликты нового президента ФХР Владислава Третьяка с клубными боссами... В беседе с обозревателем "СЭ" все эти события проанализировал двукратный олимпийский чемпион, постоянный эксперт нашей газеты Алексей Касатонов. Он уже много лет живет в Нью-Джерси, тренирует детей и студентов в Колумбийском университете - а потому неизбежно, что его взгляды кому-то в России покажутся спорными. Но право на них прославленный хоккеист, безусловно, имеет.
ДЕМАРШ КЛУБОВ СТАЛ ВОЗМОЖЕН ПОСЛЕ СЛОВ ФЕТИСОВА
- Многие люди хоккея, в том числе и вы, не скрывали радости после смены Александра Стеблина на Владислава Третьяка во главе ФХР. И вдруг - такой обвал скандалов. Что, по-вашему, происходит?
- По-моему, это естественная ситуация, связанная со сменой не только руководителя ФХР, а всей системы ориентиров в хоккейной политике. Раньше вектор власти был направлен на клубы. Теперь - на сборную. Многих из тех, кого устраивал прежний порядок вещей, изменения не удовлетворяли. Отсюда и конфликты. Чтобы все "устаканилось", нужно время.
Как обычно выбирали Стеблина? Экс-президенту федерации при всей своей власти необходимо было вести предвыборную кампанию, заручаться голосами региональных хоккейных руководителей. А те так или иначе связаны с клубами. Таким образом, Стеблин становился обязан клубам, которые давали карт-бланш на его избрание, и в спорных ситуациях позволял им диктовать свои интересы.
Сейчас ситуация другая. Третьяк, по сути, был не избран, а назначен. Причем на высшем государственном уровне. Ни клубам, ни кому-либо еще в хоккейном мире новый президент ФХР не был обязан ничем, ему дали полную свободу действий. И он ею воспользовался: взял на себя руководство лигой, внес новшества в регламент, связанные со штрафами за вратарей-легионеров, и так далее.
- Откуда же взялось недовольство клубов, раз Третьяку были даны неограниченные полномочия?
- Мне кажется, все началось с заявления Вячеслава Фетисова, сказавшего: "Не понимаю, что делает Третьяк". Фетисов - тоже представитель власти, и его слова стали сигналом для контратаки тех, кто не был доволен новым положением вещей, кто привык по большому счету командовать Стеблиным и прекрасно чувствовал себя во времена, когда приоритетом были клубы, а сборная оставалась на втором плане. При этом уверен, что возмущенных клубных руководителей больше всего волновала не сумма заявочного взноса - уж у "Ак Барса"-то с "Магниткой" и "Локомотивом" деньги бы нашлись. Они были недовольны отношениями, которые сложились между ФХР в лице ее гендиректора Арутюняна и президентами клубов. Тут сказался и молодой возраст Арутюняна, и амбиции небедных и известных людей, которые стояли по другую сторону баррикад. Они считали, что создали современный российский хоккей, прошли тяжелые 90-е годы, - а тут приходит совершенно новый человек и пытается диктовать им условия.
- А что могло произойти, если бы клубы в открытую поддержал Вячеслав Фетисов?
- Раскол, повторяю, внес именно он. При том, что глава Росспорта, как мне кажется, должен быть на стороне Третьяка и федерации, поскольку их общая главная задача на сезон - обеспечить успешный результат сборной на чемпионате мира в Москве.
- Но до конца Фетисов-то не пошел!
- А как пойдешь, если Третьяк тоже имеет выход на самый верх! Не случайно на сайте ФХР появилась отповедь Фетисову, что за два года от Росспорта не было никакой инициативы по ускорению принятия нового Закона о спорте, который, в частности, устранил бы нынешнюю юридическую неразбериху с контрактами. Министру спорта приходится мириться с реалиями: у президента ФХР власти сейчас ничуть не меньше, чем у него. Потому "силовые приемы" здесь не пройдут.
- Новых попыток взорвать ситуацию, думаете, не будет?
- Они могли бы возникнуть, только если бы что-то сильно не заладилось на старте сезона. Но сборная выиграла первый этап Евротура, чемпионат начался интересно и без скандалов.
ТРЕТЬЯК МОГ ВООБЩЕ ОБЪЯВИТЬ О ПРЕДСЕЗОНКЕ СБОРНОЙ
- По-вашему, опасность срыва чемпионата суперлиги была реальна?
- Убежден, что нет. В России хоккей не является бизнесом, он часть социальной политики. Каждый из клубов не живет сам по себе, за ними - тот или иной административный ресурс. Губернаторы, комбинаты, министерства... Все они, в конце концов, управляемы, вопросы решаются по одному звонку. Та самая высшая власть, что назначила Третьяка, попросту не позволила бы им развалить чемпионат. Вот "Спартак" этого административного ресурса лишился - и сошел с дистанции. Хотя настолько, казалось бы, прославленный клуб - но сегодня история не имеет, увы, никакого значения. Пресыщенной зрелищами Москве оказалось не нужно "кормить" народ хоккеем - и прекратил свое существование "Спартак", и появились серьезные проблемы у других столичных клубов. А где ничего, кроме хоккея, нет, там никаких проблем с финансированием. Опять же - социальная политика.
- Чего клубные боссы, на ваш взгляд, хотели?
- Того, чего в результате и добились. Десять человек (то есть большинство) от клубов в исполкоме федерации - это возможность напрямую влиять на принятие решений. И такой исход, пожалуй, справедлив. Мнение людей, участвующих в турнире суперлиги, не может не учитываться. Справедливо, на мой взгляд, и то, что не были снижены выплаты клубов федерации. Деньги на содержание тех же сборных - от взрослой до юношеских - действительно нужны. А ведущие клубы не так уж обеднеют. В конце концов, наш хоккей не в 90-е годы родился, были и другие времена, когда как раз сборная была главным и единственным приоритетом.
Между прочим, Третьяк еще ведет себя по отношению к клубам вполне лояльно. Коль скоро фокус внимания перенесен на сборную, президент ФХР вполне мог объявить о предсезонной подготовке национальной команды, отправить ее на более или менее продолжительный летний сбор. Между прочим, на сыгранность команды и ее дальнейшие результаты такое решение могло бы реально повлиять. Но Третьяк не стал ущемлять интересы клубов, за что они вообще-то должны быть ему благодарны.
О РАСШИРЕНИИ УЧАСТНИКОВ ПЛЕЙ-ОФФ ЮРЗИНОВ СКАЗАЛ С ПОДАЧИ ТРЕНЕРОВ
- Клубам удалось добиться еще одной существенной поблажки - как и в прошлом году, в плей-офф сыграют не восемь, а 16 команд. Как вы к этому относитесь?
- Знаете, когда-то в СССР был очень популярен фильм "Спорт. Спорт. Спорт", который снял замечательный режиссер Озеров, брат Николая Николаевича. Там в одном из эпизодов массажист мечтает, чтобы каждый участник соревнований получил по Кубку. Нынешнее решение напоминает мне ту сцену. Три команды, которые не попадут в матчи на выбывание, я могу определить уже сейчас - это "Трактор", "Амур" и "Крылья Советов". Их проблемы - и финансовые, и игровые - стали очевидны еще во время предсезонки. Так что в России установлен уникальный рекорд: участники плей-офф, по сути, известны уже в сентябре!
Давайте вспомним, с чего начались разговоры на эту тему. Со статьи Владимира Юрзинова-старшего - мол, он не понимает Третьяка. Тут же к нему присоединились и другие. Но, позвольте, в хоккейной иерархии тренер, даже самый заслуженный, - это второе звено, наемный работник! У клубов есть хозяева, которые, между прочим, уже к тому времени договорились, что команд в плей-офф будет восемь. Был подписан регламент, состоялось голосование. В НХЛ или в Европе даже представить невозможно, что тренер начнет критиковать регламент и тем более настаивать на его пересмотре. Помню, когда мы еще в игровые годы начинали роптать после тяжелейших предсезонных нагрузок, тот же Юрзинов говорил: "Вам не нравится? Идите на завод. Там вы будете работать с девяти до пяти, больше времени проводить с семьями, иметь полное право выпить сто грамм". Но так же ведь и здесь! Есть законы, принятые вышестоящим органом.
- Как вы думаете, это была личная позиция Юрзинова?
- Зная Владимира Владимировича, не думаю, что он озвучивал только свое мнение. Что-то явно происходило за кулисами. Тренерам, естественно, выгодно быть спокойными за свое место в плей-офф. Причем всем. Во время предсезонки никому еще до конца не ясно, кто как будет выглядеть в самом чемпионате, и лучше перестраховаться. В результате было организовано давление, думаю, со стороны большинства тренеров, и все пошли у них на поводу. Ради чего теперь проводится регулярный чемпионат - неизвестно.
ВЛИЯНИЕ СТЕБЛИНА БУДЕТ ПАДАТЬ
- И еще один вопрос - кем проводится. Почему, по-вашему, ФХР лишила полномочий ПХЛ?
- В России все по-другому. У нас даже демократия теперь называется суверенной. Везде есть лига, которая проводит соревнования, и федерация, которая занимается всем остальным. Но в нашей стране своя специфика, и Третьяк решил, что задачи, которые перед ним поставлены, легче выполнить, сосредоточив всю власть в одних руках. Так ему легче контролировать и устанавливать сроки проведения сборов национальной команды России, так легче разговаривать с клубами, чтобы отпускали игроков в сборную. Президент ФХР взял на себя всю ответственность за этот шаг, и посмотрим, что из этого выйдет.
Стеблин, между прочим, в свое время начинал с того же самого. Послал факс в МХЛ, что контракт с лигой расторгается, и, согласно спортивному законодательству, федерация по праву берет на себя проведение чемпионата. А потом Стеблин своим безволием и бездействием позволил клубам делать так, как нужно им, а не сборной. Так ПХЛ и отделилась от ФХР, так и стала решать больше федерации.
- Кстати, много говорят о том, что г-н Стеблин якобы сохранил свое влияние в ФХР.
- Насколько я понимаю, того же Фетисова этот факт очень раздражает. Думаю, что со временем этого влияния будет все меньше и меньше. Ясно одно: Стеблин "завязан" на строительстве новой хоккейной арены на Ходынке, где пройдет чемпионат мира. Плюс он по-прежнему имеет влияние на происходящее и в "Динамо", и в ИИХФ. Все изменения, убежден, будут происходить постепенно. У Третьяка, как мне кажется, пока просто не было возможности сделать в этом направлении очень уж резкие движения.
- Не потому ли еще это происходит, что президент ФХР чрезвычайно загружен по линии Госдумы и не имеет достаточного времени, чтобы оперативно реагировать на хоккейные события?
- Так Стеблина вообще видели на работе по праздникам! А Третьяк, несмотря на работу в Госдуме, успел съездить в Америку на сбор энхаэловцев. И убежден, что сделал это не зря. Сейчас кое-кто утверждает, что это была первая такая встреча, но это не так. В августе 1997 года, готовясь к первой для игроков НХЛ Олимпиаде в Нагано, мы провели полноценный сбор под Филадельфией, в котором участвовали, если не ошибаюсь, 15 хоккеистов (Касатонов работал на том сборе в качестве и генерального менеджера, и тренера. - Прим. И.Р.). Там, кстати, были каждодневные ледовые тренировки, которые не удалось провести сейчас. Половина из участников того сбора в итоге поехала на Олимпиаду. Уверен, что определенный фундамент нашего серебра в Японии был заложен именно там.
ПЕРЕХОД НА СИСТЕМУ "КЛУБ - КЛУБ" - УТОПИЯ
- Ваше отношение к "делу Малкина"?
- Мечтой парня было не уехать из родного Магнитогорска, а играть в лучшей лиге мира. Возможно - побить рекорды Гретцки. А каждый потерянный год - это минус сто очков. На таких ребятах, как на сказке, должны воспитываться миллионы детей - а мы начинаем их преследовать. Да именно на примере Малкина родители должны приводить детей в хоккейные школы, убирать их с "улиц разбитых фонарей"!
- Какой вы видите судьбу Малкина в сборной России?
- Играть он за нее, конечно, будет. Но нельзя допустить, чтобы хоккеист приезжал в национальную команду в подавленном настроении. Надо во что бы то ни стало сделать так, чтобы на том же чемпионате мира в Москве хоккеист был сконцентрирован на хоккее.
- Как думаете, переход в наших взаимоотношениях с НХЛ на систему "клуб - клуб" нереален?
- Абсолютно. Это не устраивает ни ИИХФ, ни другие страны, ни тем более НХЛ. Международной федерации хочется, чтобы все компенсации шли через нее, да и власть над европейскими клубами у нее таким образом сохраняется. Мы остаемся в одиночестве. И, несмотря на все наше желание идти своим путем, подобный договор - утопия. В результате мы живем какими-то нереальными иллюзиями, не получаем денег за игроков и обижаемся на весь мир. И вдобавок получаем проблемы с Малкиным, одним из лучших хоккеистов, которых воспитали. Словом, от отсутствия договора с НХЛ мы в сплошном проигрыше. И, кстати, к "Питтсбургу" не может быть никаких претензий именно по этой причине: они живут по законам НХЛ и просто не имеют права разговаривать с клубом. Как даже и с ФХР, хотя для Третьяка в силу его авторитета в Северной Америке сделали исключение. Разговор может идти только с ИИХФ.
В футболе есть ФИФА, которая стоит над всеми лигами и клубами и владеет огромными деньгами. В хоккее такой стройной вертикали нет и никогда не будет. Надо не бороться с ветряными мельницами, а отдавать себе в этом полный отчет. НХЛ - коммерческая структура, заточенная целиком под бизнес. Там крутятся огромные деньги, несопоставимые с той же ИИХФ, и потому никогда НХЛ не будет разговаривать с ИИХФ на равных. У нас же есть только крики патриотов и нет даже юридической базы, чтобы что-либо противопоставить заокеанской лиге.
- То есть вы за то, чтобы подписать с НХЛ договор на ее условиях и удовлетвориться 200 тысячами долларов за игрока?
- Естественно. Жизнь показала, что это единственно возможный путь. На уступки НХЛ не пойдет, а мы, если будем продолжать бить себя в грудь, будем только терять деньги и влияние. Невозможно бороться против всего мира. Не подписав договор, Россия теряет свой голос в хоккейном сообществе. Клубы поднимают крик на всю планету, но при этом собственную федерацию ставят в тяжелое положение. Между прочим, тот факт, что в 97-м на сборе под Филадельфией мы могли заниматься на льду, а сейчас НХЛ прислала официальную бумагу с запретом на это, связан именно с отсутствием договора. Заокеанские боссы воспользовались возможностью и показали зубы. Вот вам еще один конкретный пример ущерба от нашей "бескомпромиссной" позиции.
КОВАЛЕВА И К° ПОРАДОВАЛО НАЗНАЧЕНИЕ БЫКОВА
- Как относитесь к назначению Вячеслава Быкова главным тренером сборной России?
- Положительно. И уже есть результат. К тому же я разговаривал с энхаэловцами, и они назначение Быкова поддерживают и понимают. У меня были по этому поводу беседы и с Ковалевым, и с Каспарайтисом, и с рядом других хоккеистов. Этому тренерскому поколению вообще надо доверять более смело. Есть Попихин, Борщевский, Юрзинов-младший. Где им позволяют работать - они добиваются успехов.
Кстати, показательно, что главный тренер команды Вячеслав Быков взял себе в помощники Игоря Захаркина, который никогда не работал главным тренером в клубе суперлиги. При Стеблине такое было в принципе невозможно! Экс-президент ФХР работал по принципу "разделяй и властвуй" - потому, скажем, Крикунову помогали Юрзинов и Михайлов, самостоятельные серьезные фигуры, со своим видением хоккея. Но отвечать-то за результат главному тренеру, и он имеет право формировать собственный штаб! Потому-то Быков и взял Захаркина, в которого верит именно как в единомышленника. И потому же Третьяк это назначение санкционировал. Они оба работают на результат.
- Третьяк во главе ФХР, Быков во главе сборной, Фетисов во главе Росспорта. Вас радует, что все ключевые позиции заняты армейцами?
- Я бы не стал делать столь категоричный вывод. К примеру, все знают о любви нашего министра спорта к "Спартаку", спасением которого он сейчас непосредственно занимается. Словом, ни о каком цеэсковском лобби не может быть и речи. Армейцы вообще всегда отличались тем, что не создавали клана и дружили вне льда со своими соперниками: Харламов - с Мальцевым и Васильевым, Михайлов - с Балдерисом и Крикуновым, Третьяк - с Якушевым и Билялетдиновым...
- На первом домашнем матче "Динамо" болельщики бело-голубых встретили объявление о присутствии Третьяка свистом...
- Так сколько раз Третьяк обыгрывал их любимую команду! Да и тот факт, что при нем Крикунов не смог сохранить пост главного тренера сборной, вероятно, сказался. Так что уверен: работа Третьяка во главе ФХР к этому свисту отношения не имеет. Его причиной является не более чем межклубное противостояние.
Вообще мы не должны забывать о своей истории. В эти дни мы отмечаем 25-летие победы сборной СССР на Кубке Канады, ставшей одним из самых ярких достижений нашей команды во все времена. Нас тогда объединило горе - гибель Валерия Харламова. О нем, о его жене Ире я бы тоже хотел сейчас вспомнить. И отметить, что после неудачи на Олимпиаде-80 в Лейк-Плэсиде та победа над канадцами в финале со счетом 8:1 помогла вернуть нам уверенность в себе, а советскому хоккею - престиж. Более того - та победа дала нам толчок на всю оставшуюся карьеру. Хочется, чтобы в год чемпионата мира в Москве все объединились и сработали на сборную. И была бы одержана победа, которая так же, как та, позволила нам смотреть на мир и на соперников с уверенностью и достоинством.
|